Если потребитель
не сдается, его облагают пошлинами
Многие компании не
могут открыто поднимать цены на товары и услуги и
изыскивают окольные пути для того, чтобы заставить потребителя
раскошелиться. Аналогичным путем следуют некоторые органы власти. С
2003 года в США приходится платить даже за то,
за что прежде никому и в голову не приходило
взимать плату. Еще в 2002 году посетители
американских отелей, например, не беспокоились о неубранных
постелях, раскиданных вещах и мокрых полотенцах,
поскольку ежедневная уборка номеров была делом
самим собой разумеющимся. Однако в США появились
отели, решившие в буквальном смысле слова прекратить это "свинство" и не
убирать номера, пока клиент не оплатит эту услугу дополнительно.
Alexander Hotel в Майами, к примеру, берет
за удовольствие почувствовать себя
немного поросенком $2.5 в день. Помимо платы за
уборку номера, в моду входит и отдельно
оплаченный доступ в принадлежащий гостинице
тренажерный зал или бассейн. Отели уже не удовлетворяются опустошением
карманов своих гостей традиционными методами. По оценкам журнала
BusinessWeek, в 2003 году нетрадиционные методы работы принесли
гостиничному бизнесу США $1 млрд.
От отелей не отстают и другие отрасли американской экономики. Многие
авиакомпании ввели новые правила, по которым пассажирам
предлагается выбор: дополнительно оплатить еду,
предлагаемую во время полета, или лететь
голодными. Никто уже не удивляется, когда за изменение
предварительно забронированного рейса авиакомпании США выставляют
счет (обычно около $100). Все пассажиры платят
специальные сборы за посадку, за охрану
аэропорта, а также специальный взнос за потраченное на перелет
топливо. К концу текущего года за счет подобных взносов, пошлин и
доплат владельцы самолетов заработают $16 млрд.
Возможность свободно возвратить ранее купленный товар без всяких
вопросов со стороны персонала магазинов всегда была "святая святых"
американского потребителя. Однако и на эту святыню посягают. Две
крупные торговые сети Best Buy и Target,
владеющие сотнями популярных магазинов по всей
Америке, отныне вынуждают покупателей платить 15% от стоимости
компьютеров, видеокамер, стереосистем и другой дорогой электроники
за привилегию возвратить непонравившийся товар.
По американским меркам, это доселе неслыханная
недружелюбность по отношению к потребителю.
Ужесточают свои отношения с публикой и финансовые компании, эмитирующие
кредитные карточки. Сроки оплаты счетов по кредитным картам
становятся короче, за датами оплаты ведется
строгий надзор, штрафы за просрочку растут. В
результате, число владельцев кредитных карт, которые хотя бы
один раз в год заплатили штраф за просрочку платежа, в 2002 году
возросло в два раза. Только за счет штрафов, взимаемых за нарушение
сроков оплаты, финансовые компании в 2003 году заработали около $20
млрд.
В искусстве взимания поборов бизнесу не уступают и органы власти.
Начиная с 2003 года, все жители Аляски, пользующиеся автомобилем и
купившие новые покрышки, должны уплатить штату сбор в размере $2.50
за покрышку. Иногда дело доходит до абсурда. К
примеру, незрячие жители штата Массачусетс
должны заплатить правительству своего штата $10 за
"галочку" в документах, удостоверяющих их слепоту. Каждые пять лет
эта категория населения должна платить штату по $15 за официальное
подтверждение своего статуса.
Такое поведение со стороны бизнесменов и чиновников многие американцы
рассматривают как акт агрессии. В Интернете существуют
многочисленные сайты, где обиженные потребители
приглашаются поведать миру, как жесток и
несправедлив мир доллара. Американская Ассоциация
Потребителей (American Association of Consumers) - одна из многих
организаций, которые не просто регистрирует жалобы граждан, но и
проводит расследование с целью проверки их обоснованности. Часто
коллективные жалобы выливаются в судебные процессы, которые иногда
выигрываются обиженными гражданами. Так, суд штата Калифорния
недавно приговорил компании MasterCard и Visa
выплатить их клиентам $800 млн. за принуждение
клиентов платить скрытые сборы за совершение покупок в
иностранных валютах. Visa была оскорблена постановлением суда и в
настоящее время пытается добиться пересмотра дела.
Другой пример мести обиженных американцев - недавние перевыборы
губернатора Калифорнии Грея Дэвиса. Дэвис стал вторым за всю
историю США губернатором штата, который был отозван недовольными
избирателями (как известно, его сменил Арнольд Шварценеггер). Одной
из причин непопулярности Дэвиса была его политика
поборов. К примеру, только в течение 2003 года Дэвис поднял плату
за регистрацию машин в три раза - с $76 до $234.
Washington ProFile
Остальная
"Всякая всячина">>
|