Синдром
"сумасшедшего покупателя"
Каждый хотя бы раз в жизни отважился купить
вещь, которая ему не по карману, — дорогой фотоаппарат, суперновый
ноутбук, огромный сервиз на 60 персон или богемное вечернее платье
известного модельера (которое будет надето раза два)... В этом нет ничего
страшного, а иногда даже полезно приобрести нечто такое, о чем вы долго
мечтали или воспринимали как награду за свои жизненные победы. Но если вы
не в состоянии сдерживаться перед яркими витринами и стремительные набеги
на магазин повторяются еженедельно — это уже не удовольствие, а болезнь. И
людей, пораженных этим недугом, называют шопингоголиками.
Болезнь шопингомания возникла не вчера и не сегодня. Еще английский король
Генрих VII страдал ею. А известный немецкий психиатр Крепелин (вторая
половина XIX в.) называл этот недуг одним из видов «импульсивного затмения
ума».
Что же заставляет женщин и мужчин, состоятельных и не очень, пускать
деньги на ветер? Стремление быть счастливым! Процесс покупки какой-либо
вещи, даже совершенно не нужной, так же влияет на шопингоголика, как
наркотики на наркомана или крепкие спиртные напитки — на алкоголика.
Американские ученые считают, что скоро это заболевание пополнит список
других психических заболеваний и что оно не менее опасно, чем алкоголизм
или курение.
Один из известнейших мастеров тратить деньги, как это ни странно, не
женщина, а мужчина. Известный певец Элтон Джон однажды потратил миллион
долларов за один день! Шопинг он называет своим любимым видом спорта и
часто говорит о себе: «Я как сорока, если вижу что-либо прекрасное — сразу
же хочу это приобрести».
А любимое занятие талантливой Селин Дион — тратить деньги на обувь. В ее
обувной коллекции уже... 1095 пар. Певица рассказывает: «Шопинг
расслабляет. Я покупаю до изнеможения, и все-таки... мне нечего надеть».
«К страдающим шопингоманией следует относиться с пониманием, ведь в основе
этой болезни — низкая самооценка, одиночество, депрессия, и человек
старается вылечиться, тратя деньги», — считает Гленн Уилсон из Британского
института психиатрии.
Одержимость покупками — это чаще всего попытка заполнить душевную пустоту.
Только в США такой зависимостью страдают примерно 15 миллионов людей,
более 80 % из них — женщины. В процессе приобретения какой-либо вещи эти
люди находят утешение, повышают самооценку («Я покупаю эту замечательную
вещь в таком красивом и дорогом магазине. Я счастлив и успешен!»). Но
зачастую положительные эмоции проявляются только в магазине. Когда человек
приходит домой, его начинает мучить совесть: «Зря потраченные деньги,
больше это не повторится». Квартиры шопингоголиков часто похожи на склады
ненужных вещей — ни разу не надетая одежда, часы, которыми не
пользовались, куча бессмысленных сувенирчиков... Человек, думая о деньгах,
выброшенных на ветер, чувствует вину, снова впадает в депрессию и, чтобы
выйти из нее, бежит за новыми эмоциями в... магазин! Заколдованный
патологический круг.
Психологи считают, что шопингоманы боятся нового опыта. Ведь если
становится грустно здоровому взрослому человеку, он будет бороться со
сплином различными способами — пойдет в спортивный зал или на прогулку,
почитает новую книгу или посмотрит фильм, поедет за город или «оторвется»
на дискотеке, выпьет пива или съест шоколадку, изменит прическу или, в
конце концов, купит то, о чем давно мечтал... Но каждый раз это будет
что-то другое. Несчастный же шопингоголик побежит за кусочком своего
счастья только в магазин! И, как настоящий наркоман, каждый раз будет
увеличивать свою «дозу» покупок.
Обычно у таких людей накапливаются огромные долги. Сначала за несколько
дней они тратят свою зарплату, потом выпрашивают деньги у родных, потом —
у знакомых... В Америке у шопингоголиков огромные долги по кредитным
карточкам, которые просто невозможно оплатить их реальной зарплатой.
Причем, если раньше банки не выдавали кредитных карточек людям, в
покупательной способности которых сомневались, то сейчас кредитные
карточки доступны и молодоженам (у которых еще нет стабильного заработка),
и людям преклонного возраста (тоже живущим довольно скромно). Уже
зарегистрировано несколько случаев самоубийств шопингоголиков», которые не
смогли вернуть своим кредиторам долги.
Психологи считают, что существует два типа «сумасшедших покупателей» —
личностный и подсознательный. Личностные шопингоголики — люди эмоционально
неуравновешенные, капризные, даже немного истеричные. Часто это одиночки
или младшие дети в семье, которых родители баловали подарками. Они тратят
деньги демонстративно, покупая дорогие (и часто абсолютно ненужные) вещи.
И могут потратить впустую все свои сбережения. Дело в том, что они с
детства привыкли к вниманию, но не умеют заполнить свою внутреннюю жизнь
чем-то полезным и ярким, поэтому внешние проявления (например,
демонстративная трата денег) становятся для них единственным способом
привлечь к себе внимание.
Подсознательные шопингоголики — это «золушки», у которых было нелегкое
детство, которым не хватало родительского внимания или материальных благ.
Такие пытаются компенсировать недостаток родительской любви (как
настоящей, так и придуманной) тем, что тратят на подарки для самого себя
кучу денег («никто меня не любит, но я сам себя люблю»). Желание у них
одно — чтобы их заметили и ахнули от восторга. Но покупают они, как
правило, больше вещей полезных и практичных, нежели личностные
шопингоголики.
Как можно помочь человеку со склонностью к безумной трате денег?
Самостоятельно с этим трудно справиться, надо обращаться за помощью к
родным, друзьям и психологу.
Если кто-то из ваших домашних подсознательный шопингоголик, говорите ему
(ей) чаще о вашей любви, искренне хвалите за успехи. С личностным
шопингоголиком откровенно поговорите о его проблеме. Можно поручить этому
человеку стать «министром экономики» вашей семьи, попросить разработать
план экономии средств. Возможно, такая ответственная должность и позволит
изменить ситуацию.
Исследование американских ученых показало, что людям, страдающим синдромом
«сумасшедшего покупателя», могут помочь антидепрессанты. С помощью нового
антидепрессанта примерно 50 процентов шопингоманов избавились от этой
пагубной привычки. Но некоторые ученые считают, что шопингоголик не может
избавиться от своей зависимости, принимая лекарственный препарат.
Необходимо с помощью квалифицированного психолога определить первоисточник
проблемы, постараться понять и решить ее. И, конечно, главным на пути к
«выздоровлению» должно быть стремление стать зрелой личностью и полностью
контролировать свои траты.
А канадец эстонского происхождения Калле Ласн придумал международный «День
без покупок». Его отмечают десять лет и цель этого дня — дать понять
человечеству, что кроме товаров, в мире есть много более ценных и
интересных вещей.
Зеркало Недели
Остальная
"Всякая всячина">>
|