Столетие
нью-йоркского метро
Первый поезд нью-йоркского метро с огромным
успехом проехал в Манхэттене почти сто лет назад. Линии стали быстро
разветвляться, а вместе с ним росло и число пассажиров, которым стало
намного легче добираться на работу, в гости или домой. И постепенно вдоль
новых станций возникали новые жилые районы. Сейчас метро в Нью-Йорке -
главный способ передвижения, и невероятно разветвленная система подземки
представляет собой целый мир.
Открытие первой линии метро 27 октября 1904 года было торжественным
событием. Оно понравилось всем сразу, и в этот день из нижней части
Манхэттена вдоль западного берега Гудзона проехали примерно сто пятьдесят
тысяч человек. На строительство, длившееся четыре года, было затрачено
примерно 33 миллиона долларов. Для экономии времени и денег главный
инженер метро Уильям Барклэй Парсонс применил метод, получивший название
«ров и крышка», то есть, вместо привычных глубоких тоннелей были прорыты
траншеи, которые потом накрывали металлическими или деревянными пластами
вровень с улицей.
Недавно в Нью-йоркской публичке - так называют знаменитую городскую
библиотеку - куратор Джон Гэнли организовал посвященную этой круглой дате
выставку.
«В городе, который все время пополнялся новыми эмигрантами, - говорит он,
- очень важно было дать людям возможность быстро и свободно передвигаться.
Были тогда трамваи, были вагоны с лошадиными упряжками и миллионы
пешеходов, население города росло, как на дрожжах. Так что очень важно
было как можно скорее построить подземку и заодно создать новые районы,
куда люди могли переехать жить».
Метро, протянувшееся на тысячу сто километров, расширяли дважды, новые
линии проходили под Гудзоном и Ист-ривер и связывали центр с другими
районами большого Нью-Йорка. Карта метро не менялась с 1941 года, хотя
разговоры о новых линиях ведутся до сих пор.
Сейчас ежедневно нью-йоркским метро пользуются четыре с половиной миллиона
человек. В течение пятидесяти лет плата за проезд - независимо от
расстояния - была всего 5 центов. Сейчас поездка обходится в 2 доллара.
Многие жители города, да и туристы, вместо монет или жетонов пользуются
сейчас электронными карточками.
Чуть более десяти лет назад городские власти - мэром города был тогда
почти всеми любимый Руди Джулиани, изменивший облик города - приступили к
осуществлению дорогостоящего проекта по реконструкции и улучшению станций
и поездов. Со стен вагонов и станций были удалены все граффити, и на
многих станциях восстановлена первоначальная красочная мозаика. Облегчает
поездки в поезде и обновленная система коммуникаций.
Нью-йоркцы ценят все улучшения, но причины для недовольства полностью не
исчезли: «Когда вы едете, и вдруг объявляют, что поезд дальше не пойдет, и
минут двадцать нужно ждать вместе с парой тысяч других пассажиров
следующего поезда, такое не может не раздражать».
В Нью-йоркском метро ездят все: руководители фирм и секретарши,
бродвейские актеры и уборщики, мелкие торговцы и попрошайки…
Корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Рэнди Кеннеди на основе своих
репортажей о метро написал книгу. За три года он провел под землей сутки и
посетил 468 станций, изучая привычки пассажиров и разговаривая с самыми
заядлыми из них. Урожденный техасец, Рэнди Кеннеди говорит, что людская
мешанина в почти всегда набитых вагонах отличает Нью-Йорк от всех других
американских городов, где люди передвигаются, в основном, в автомобилях.
«Я не сомневаюсь, что нас это делает более терпимыми, - продолжает автор
книги. - Не в личном плане, а в том, что вы вместе чему-то радуетесь или
чем-то недовольны и обеспокоены, особенно, если поезд вдруг
останавливается в тоннеле, и вы не понимаете, что объявляет водитель…
Нигде такого, по-моему, нет».
Нигде, пожалуй, нет и такого количества музыкантов, как в нью-йоркском
метро. Причем большинство слушателей-пассажиров считает, что музыка звучит
там даже лучше, чем на улице… Некоторым исполнителям посчастливилось года
два назад выступить в концерте известного эстрадного артиста Гэррисона
Килора, который транслировался по национальному общественному радио.
Но, пожалуй, самым главным достоинством метро нью-йоркцы считают вот что:
«Станции метро есть везде, где бы вы ни находились. И даже если иногда
приходится ждать поезда, вы знаете точно, что он обязательно подойдет».
Остальная
"Всякая всячина">>
|